1 (2024-02-01 15:30:30 отредактировано Карпов)

Тема: Влияние реактивной мощности на генератор

Друзья, здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста,увеличивается ли подача газа на турбину при увеличении генерации реактивной мощности? Некторые источники утверждают, что из-за реактивной мощности увеличивается подача газа на турбину.

Вот пишут: Главное преимущество компенсации реактивной мощности в том, что таким образом удается значительно сократить расходы топлива. Реактивная мощность и энергия ухудшают показатели работы энергосистемы, то есть загрузка реактивными токами генераторов электростанций увеличивает расход топлива...

Но расход топлива влияет же только на активную мощность. Проясните пожалуйста.

2 (2024-02-01 18:49:06 отредактировано tracker217)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

При настройке регуляторов возбуждения генераторов с паровыми турбинами заметил следующее. При настройке коррекции возбуждения приходится держать руку "на пульсе" т.е. подкрутил реостат коррекции, перевел ключ из положения "форсировка" в "коррекция" и смотришь на приборы. Резко поползла реактивка и ток статора, переводишь обратно. Чуть подкрутил- повторяешь, и так до получения, нужного результата. При этом паромер (расход пара) находится в поле зрения, хотя мне он не нужен, так, чисто случайно. Были моменты что реактивка и ток статора уходили так сказать "в зашкал", влоть до срабатывания сигнализации перегрузки. При этом не заметил увеличение расхода пара, но каюсь, в такие моменты не особо смотришь на другие приборы. Но турбинисты не жаловались на резкое увеличение расхода пара, только нецензурно выражаясь и жестикулируя как матерые итальянцы показывали, как высоко летели искры от щеток возбудителя

Вернись к началу и проверь всё ещё раз.

3

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

tracker217 писал(а):
2024-02-01 18:47:27

При настройке коррекции возбуждения приходится держать руку "на пульсе" т.е. подкрутил реостат коррекции, перевел ключ из положения "форсировка" в "коррекция" и смотришь на приборы. Резко поползла реактивка и ток статора, переводишь обратно.

Лучше сделать так: ставим в "форсировку", шунтовым крутим до получения нужного реактива, потом включаем корректор, и постепенно вводим шунтовой реостат с одновременным подкручиванием реостата корректора.

Добавлено: 2024-02-01 22:02:14

Карпов писал(а):
2024-02-01 15:27:22

Подскажите, пожалуйста,увеличивается ли подача газа на турбину при увеличении генерации реактивной мощности? Некторые источники утверждают, что из-за реактивной мощности увеличивается подача газа на турбину.

Не сильно, даже мизерно. Просто посчитайте мощность системы возбуждения, вот примерно на эту величину мощности и расходуется дополнительный газ.

4

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Это конечно правильно, для тукущей эксплуатации. Но после кап. ремонта с полной переборкой реостатов и заменой селена в панелях ЭПА приходится отогнав подальше дежурных, чтоб они от нервов не сотворили со мной что-то нехорошее, производить настройку.

Вернись к началу и проверь всё ещё раз.

5

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Неужели еще где-то селеновые выпрямители есть? Я уже лет 20 слова "селен" касательно РЗА не слышал....

Присоединяйтесь!!! Мы в социальных сетях и на Ютуб.

6

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

В одной из соседних тем я поднимал вопрос о некорректной работе системы возбуждения на основе парели ЭПА-102. После замены селена на кремний уже 3 месяца полет нормальный.
Осталось заменить селен ещё в одной панели ЭПА-302 и все, нет у нас больше селена  ICQ/bf:ok:

Вернись к началу и проверь всё ещё раз.

7 (2024-02-02 02:05:09 отредактировано ПАУтина)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Карпов писал(а):
2024-02-01 15:27:22

Подскажите, пожалуйста,увеличивается ли подача газа на турбину при увеличении генерации реактивной мощности? Некторые источники утверждают, что из-за реактивной мощности увеличивается подача газа на турбину.

причём здесь ГТУ, ПТУ (когенерация ГТУ-ПТУ) или ГЭГ ...
Да, сами подумайте
влияет ли поток воды на производство реактивной мощности,
какова зависимость давления пара и значение реактивной мощности,
что-то раньше такого вопроса не возникало ..., а что собственно принципиально изменилось, или ещё хлеще
как влияет скорости ветра на производство реактивной мощности (ВЭГ).

Есть PQ-диаграмма генератора!
Текущее значение активной электрической мощности -  это точка пересечения с текущей механической мощностью турбины независимо от её типа... прикол в чём -для производства реактивной энергии тоже нужна некоторая активная (являющаяся потерями) - разгон ротора до нужной скорости, а она может появиться только при наличии активной, а вот наоборот нельзя, т.е. если реактивка есть, то забрать лишнюю как активную не получится нужно регулировать и уменьшать подачу тока возбуждения, но возможно и первичного носителя - иначе растут потери, нужна как положительная так и отрицательная, ... будет перегрев... это уже именно "геометрическая форма" диаграммы регулирования... вот из-за этого возможна регулировка,  но это скорее вынужденная коррекция и не более...

Другой пример, а если синхронный компенсатор, у него вообще нет оси, не то что турбины, регулирование реактивки идёт за счёт регулирования тока возбуждения, но у него своя диаграмма PQ, которая естественно, мягко говоря, не обладает абсолютной универсальностью.

хотя подозреваю, что может быть это какая-та изысканно-изощрённая "ловля блох"...

8

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Могу предположить такую логику рассуждений тех, кто пишет про увеличение расхода (условно):
Мощность генератора при cos0.99: 10+j1=10,05 МВА
Мощность генератора при cos0.85: 10+j6=11,66 МВА
Увеличение полной мощности на 16% - значит увеличение расхода топлива на эти же 16%...

9 (2024-02-02 08:30:28 отредактировано Карпов)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Berks писал(а):
2024-02-02 03:34:12

Могу предположить такую логику рассуждений тех, кто пишет про увеличение расхода (условно):
Мощность генератора при cos0.99: 10+j1=10,05 МВА
Мощность генератора при cos0.85: 10+j6=11,66 МВА
Увеличение полной мощности на 16% - значит увеличение расхода топлива на эти же 16%...

Подачей топлива регулируем только активную мощность, а возбуждением регулируем реактивную. В вашем примере увеличили ток возбуждения и увеличилась реактивная мощность на 16%, активная осталась прежней 10МВт.

Добавлено: 2024-02-02 14:52:29

ПАУтина писал(а):
2024-02-02 01:59:28

причём здесь ГТУ, ПТУ (когенерация ГТУ-ПТУ) или ГЭГ ...
Да, сами подумайте
влияет ли поток воды на производство реактивной мощности,
какова зависимость давления пара и значение реактивной мощности,
что-то раньше такого вопроса не возникало ..., а что собственно принципиально изменилось, или ещё хлеще
как влияет скорости ветра на производство реактивной мощности (ВЭГ).

Есть PQ-диаграмма генератора!
Текущее значение активной электрической мощности -  это точка пересечения с текущей механической мощностью турбины независимо от её типа... прикол в чём -для производства реактивной энергии тоже нужна некоторая активная (являющаяся потерями) - разгон ротора до нужной скорости, а она может появиться только при наличии активной, а вот наоборот нельзя, т.е. если реактивка есть, то забрать лишнюю как активную не получится нужно регулировать и уменьшать подачу тока возбуждения, но возможно и первичного носителя - иначе растут потери, нужна как положительная так и отрицательная, ... будет перегрев... это уже именно "геометрическая форма" диаграммы регулирования... вот из-за этого возможна регулировка,  но это скорее вынужденная коррекция и не более...

Другой пример, а если синхронный компенсатор, у него вообще нет оси, не то что турбины, регулирование реактивки идёт за счёт регулирования тока возбуждения, но у него своя диаграмма PQ, которая естественно, мягко говоря, не обладает абсолютной универсальностью.

хотя подозреваю, что может быть это какая-та изысканно-изощрённая "ловля блох"...

Вот работает генератор допустим ГТУ. Нужно увеличить выдачу реактивной мощности. Для этого увеличивают ток возбуждения. Почему из-за этого будет выработка активной мощности тоже (увеличение расхода топлива) ?

10

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

А если вот так сформулировать:
"Генератор на напряжении 10 кВ выдает в единственную линию ток нагрузки 580А. Ток увеличился до 670А (при неизменном напряжении). Изменился ли расход газа?"
Получается, без деления полной мощности(тока) на активную и реактивную составляющие ответить на этот вопрос невозможно?

11 (2024-02-02 08:37:37 отредактировано Карпов)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Berks писал(а):
2024-02-02 07:44:38

А если вот так сформулировать:
"Генератор на напряжении 10 кВ выдает в единственную линию ток нагрузки 580А. Ток увеличился до 670А (при неизменном напряжении). Изменился ли расход газа?"
Получается, без деления полной мощности(тока) на активную и реактивную составляющие ответить на этот вопрос невозможно?

Ток увеличился до 670А за счёт какой нагрузки? Если увеличилась активная нагрузка (например обогрев), то увеличится потребление активной мощности, нужно добавить топлива на турбину. Если увеличилась ещё к этому реактивная нагрузка (подключили асинхронные двигатели), то увеличится ещё и потребление реактивной мощности, нужно увеличить ток возбуждения генератора.

Добавлено: 2024-02-02 17:20:42

Dr.Radio писал(а):
2024-02-01 19:02:14

Лучше сделать так: ставим в "форсировку", шунтовым крутим до получения нужного реактива, потом включаем корректор, и постепенно вводим шунтовой реостат с одновременным подкручиванием реостата корректора.

Добавлено: 2024-02-01 22:02:14


Не сильно, даже мизерно. Просто посчитайте мощность системы возбуждения, вот примерно на эту величину мощности и расходуется дополнительный газ.

Но мощность системы возбуждения реактивная же, почему подача газа должна увеличится? Подача газа должна увеличится, если увеличивается активная нагрузка. При увеличении выработки реактивной мощности почему увеличивается выработка активной мощности, хоть и мизерно?
Или всё-таки система возбуждения потребляет активную мощность для регулирования током возбуждения? И чем больше выдачи реактивки, тем больше система АРВ будет потреблять активной мощности?

12

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Карпов писал(а):
2024-02-02 08:20:42

Но мощность системы возбуждения реактивная же, почему подача газа должна увеличится?

От ТСН она потребляет и активную, и реактивную. В роторе ток вообще-то постоянный и реактивки там нет по определению.

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

13 (2024-02-02 09:30:52 отредактировано Карпов)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

SVG писал(а):
2024-02-02 08:27:58

От ТСН она потребляет и активную, и реактивную. В роторе ток вообще-то постоянный и реактивки там нет по определению.

А, ну да, точно согласен. А активку и реактивку потребляет это питание схемы регулирования значит. Но почему пишут: Главное преимущество компенсации реактивной мощности в том, что таким образом удается значительно сократить расходы топлива.
Прям такой большой расход активки идёт на систему регулирования возбуждения?

14

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

А может тут скрыта более простая мысль: компенсация реактивной мощности снижает ее перетоки. Следовательно, снижаются потери в сети и, в свою очередь, снижается расход топлива.
?

15

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Lesha писал(а):
2024-02-02 09:48:42

А может тут скрыта более простая мысль: компенсация реактивной мощности снижает ее перетоки. Следовательно, снижаются потери в сети и, в свою очередь, снижается расход топлива.
?

Но расход топлива влияет только на активную мощность.

16

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

При передаче реактивки ток в линии увеличивается же. А потери в проводах зависят от тока.
Активному сопротивлению проводов нет никакого дела - активная по ним мощность течет или реактивная, греются и все тут. По известному закону

17 (2024-02-02 10:45:12 отредактировано Карпов)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Lesha писал(а):
2024-02-02 10:15:41

При передаче реактивки ток в линии увеличивается же. А потери в проводах зависят от тока.
Активному сопротивлению проводов нет никакого дела - активная по ним мощность течет или реактивная, греются и все тут. По известному закону

По активному сопротивлению проводов течёт ток активной мощности, а по индуктивному сопротивлению проводов течет ток реактивной мощности. Ток делится на активную и реактивную составляющие.
И вот вопрос может ли реактивная мощность вызывать дополнительные активные потери? Если да, то чем больше реактивки, тем больше активных потерь в индуктивностях и больше выработки топлива, так получается?

18

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Карпов писал(а):
2024-02-02 10:36:59

По активному сопротивлению проводов течёт ток активной мощности, а по индуктивному сопротивлению проводов течет ток реактивной мощности.

очень интересно. Не встречал таких нанотехнологичных проводов, поэтому мне даже возразить нечего

19 (2024-02-02 11:10:01 отредактировано Карпов)

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Lesha писал(а):
2024-02-02 10:41:19

очень интересно. Не встречал таких нанотехнологичных проводов, поэтому мне даже возразить нечего

Ну а что. В кабельной линии при КЗ идёт приращение тока по активной составляющей, например. Потому что в кабеле преобладает активное сопротивление. А при пуске асинхронного двигателя преобладает реактивная составляющая тока, так как индуктивное сопротивление АД больше активного. И с учётом этого одна компания по разработке МП РЗА придумала защиту, которая отключает при КЗ в кабеле и блокирется при пуске АД. Идёт распознавание по какому току идёт приращение, по активному или реактивному.
ТОЭ https://electrofaq.com/TOEbook/ac/ac_4.htm

20

Re: Влияние реактивной мощности на генератор

Карпов писал(а):
2024-02-02 10:36:59

По активному сопротивлению проводов течёт ток активной мощности, а по индуктивному сопротивлению проводов течет ток реактивной мощности.

Это нобелевка. 100%

Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса